Получить подарок
Введите свой e-mail и получите книгу в подарок
Выберите книгу
Мы получили Вашу заявку!
В ближайшее время книга придет на почту.
1069 0

Для чего вообще нужна эта "индийская гимнастика"?

Для чего вообще нужна эта  "индийская гимнастика"?

Статья Андрея Сидерского

Кратко о Йога-Терапии - справка:

"Йога-Терапия — вид альтернативной медицины, лечение заболеваний (очевидных патологии и латентных форм) с помощью практики йоги. В качестве инструментов могут выступать как асаны и пранаямы, так и различные варианты медитативных техник — концентрация на телесных, аудиальных и визуальных объектах.

Йогатерапия как наука

Патанджали в «Йога-сутрах» упоминает болезни как одно из препятствий на пути йоги и предлагает медитативную практику в качестве метода их устранения. Вьяса в своих комментариях уточняет: «Болезнь — нарушение равновесия дош, дхату и мал». Это определение, полностью основанное на аюрведических концепциях, лишний раз показывает тесную связь этих дисциплин. В средние века трактаты по хатха-йоге изобилуют описанием терапевтических эффектов выполнения очистительных процедур, асан, пранаям и мудр.

Развитие йогатерапии в 20-м веке тесно связано со многими известными именами.Кришнамачарья много занимается аюрведической йогатерапией и передает эти знания своим ученикам. Свами Шивананда, врач по образованию, много времени тратит на популяризацию йоги и йогатерапии. Два ученика Шри Мадхавдаса — Шри Йогендра и Свами Кувалаянанда основывают по его указаниям два научно-исследовательских института (Институт Йогендры в Бомбее и институт Кайвальядхама в Лонавле), где особое внимание уделяется изучению терапевтических аспектов йоги. Дхирендра Брахмачари, личный учитель семейства Индиры Ганди, становится идейным вдохновителем государственной программы по изучению и применению йогатерапии в медицинской практике.

В Европе и США йогатерапия выделяется в самостоятельную дисциплину. Наибольшее распространение получает в США, Германии, Великобритании и Японии. Существует Всемирная ассоциация йогатерапевтов, членами которой являются более двух десятков организаций, проводящих подготовку йогатерапевтов. Выпускается ряд специализированных изданий, таких как International Journal of Yoga Therapy, Yoga Therapy in Practice, Yoga and Health Bibliographies. Ежегодно проходят Symposium on Yoga Therapy and Research (SYTAR) и International Yoga Therapy Conference.

В России в основном сохраняется отношение к йогатерапии как к одному из направлений хатха-йоги, характеризующемуся меньшими нагрузками, не уделяя должного внимания специальным йогатерапевтическим разработкам и научному базису, дающим право йогатерапии быть выделенной в самостоятельную дисциплину. Исключение составляет ряд специализированных центров йогатерапии в Москве и Санкт-Петербурге.

Применение йогатерапии

Применение йогатерапии показано во всех случаях, в которых применима лечебная физкультура, начиная от плоскостопия до межпозвоночной грыжи. В 1980-х Йогатерапия применялась для советских спортсменов.

Роль йогатерапии, в общем процессе лечения может колебаться от монотерапии до одного из второстепенных методов. Врачи, йоги рекомендуют в случае наличия травм работать с опытным инструктором по индивидуальной программе."

Статья Андрея Сидерского

 

Прежде всего, травмы при практике йоги возникают из-за самой главной ошибки,которую делают, как я случайно недавно обнаружил, почти все, кто начинает заниматься йогой.

И именно из-за этой ошибки, я сейчас ее назову, очень многие, кто начинает заниматься, зарабатывают травмы. Человек приходит в фитнес-центр и говорит: а йога – это что, это растяжка, да? Вот. И здесь заключается самая главная ошибка.

Йога и растяжка не имеют ничего общего между собой. Практика хатха-йоги и хорошая растяжка – это вещи, если не взаимоисключающие, то по крайней мере, хорошая растяжка очень мешает получить от йоги тот эффект, который она может дать.

Сейчас объясню. Если мы попробуем отыскать самое первое определение йоги, то где-то в Ведах мы на него наткнемся. Веды – это очень старые книги, прибитые пылью времени, сейчас эти тексты не применимы в нынешней обстановке, они безнадежно устарели, но, тем не менее, какая-то базовая информация, которая там есть, проходит сквозь века и тысячелетия, потому что она касается устройства вселенной. Скорее, каких-то аспектов вселенной - они не очень сильно изменяются, изменяется картина применения информации в социуме, вносятся поправки. Потом это самое первое определение йоги всплывает в Упанишадах. Там некто Яма – бог смерти, говорит человеку, возжаждавшему приобщиться, что есть йога. Он говорит, что йога – это умение владеть всеми своими эмоциями. На тот момент, это сколько-то тысяч лет назад, владение собой ограничивалось владением эмоциями, потому что человек в большей степени был движим инстинктивным разумом, и неконтролируемые эмоции – это был самый серьезный камень преткновения. И до более тонкого управления дело не доходило, нужно было сначала справиться со своими звериными, животными проявлениями. В те времена о значении слова йога как одной из шести ортодоксальных систем индийской философии - углубленном созерцании, единении со всевышним и т.д. вообще никто понятия не имел. Потому что это значение слова появились уже в результате практического развития системы, в результате развития методов уже после Христа, после Патанджали, а тогда его употребляли в его первом значении. А первое значение – это узда, упряжь, обуздание, т.е. если перевести на современную терминологию – это контроль.

Итак, первое определение йоги, имеем что – контроль есть способность владеть всеми своими эмоциями. Потом по мере развития социума и человека, и способностей человека отдавать себе отчет в том, что он делает, это определение претерпело некоторое изменение. И Патанджали во втором столетии до рождества Христова уже его несколько расширил и сказал, что йога – есть устранение суеты ума. Т.е. контроль – есть устранение суеты ума или прекращение суеты ума. Речь шла уже не только о контроле над эмоциями, но уже и об умении применять мыслительный аппарат, об умении работать с образами, управлять сферой генерирования образов, идей, намерений - это уже более глубокая штука. 

Но, что оказывается: человек садится, складывает ножки в лотос, сидит 4, 5, 10 часов, управляя своим умом, и его мозг начинает перестраивать режим работы. Действительно, если человек сосредотачивается на крышке черепа, у него процесс креативного мышления или процесс контролируемого движения осознания распределяется по коре головного мозга и туда устремляется мощный поток энергии, потому что мозг этого требует. По позвоночнику со всех источников, какие только могут, собирается энергия – вся, какая есть в организме, и тянется в мозг. Вот это и называется пробуждением Кундалини. Но энергия из ниоткуда не берется, она должна быть обеспечена обменными процессами в органах, а органы обычного человека привыкли к обычному нормальному мерцающему вяло текущему процессу.

 Когда происходит переключение в новый режим работы, то этот процесс требует возрастания потребления энергии. Это законы физики, они для всех систем одни - мы знаем, что всегда критические расчеты любой системы ориентируются на максимальный уровень нагрузки, т.е. максимальные потоки, максимальные токи, напряжение, максимальные перепады. И вот этот процесс включения – процесс Кундалини – это и есть мощнейший переходный процесс во всей системе. И если органы не могут его поддержать, не способны, у них нет ресурса, что тогда происходит - они начинают ослабляться и разрушаться. И если где-то есть бактерия или вирус или еще что-то, он быстро вгрызается и по полной программе разваливает организм.

 Что получается? Если мы сразу начинаем пытаться контролировать ум, но наше тело не способно поддержать эти попытки, то либо нам ничего не удается, либо мы разрушаем себя. Йогины древности столкнулись с этой проблемой, они поняли, что для того, чтобы успешно практиковать раджа-йогу, т.е. прямое управление сознанием, нужно иметь подготовленный материальный ресурс, нужно что-то сделать с телом и с его способностью усиливать обменные процессы, генерировать определенное количество энергии. Дать телу возможность более легко адаптироваться к повышенным нагрузкам и повысить иммунный барьер, чтобы в условиях повышенных нагрузок вирусы, бактерии и т.д. не сгрызали тело. Они долго искали способ, как этого добиться, и, в конце концов, имперически вышли на гимнастическую систему, построенную на вытягивании соединительной ткани.

Что такое асана? Асана – это форма тела, которую мы придаем для того, чтобы растянуть сухожильно-мышечные жгуты, причем, чем более мощные жгуты, чем больше их, тем более эффективна асана с точки зрения именно повышения иммунитета и повышения адаптивных способностей организма. Йогины древности и средних веков вышли на это имперически, академик Богомолец в 20-30-х годах на клинических экспериментах четко доказал взаимозависимость состояния соединительной ткани и иммунитета человека. Состояние соединительной ткани (сухожилия, соединительно-тканные мешки, в которых находятся мышцы, суставные сумки, внутрисуставные связки, соединительно-тканные оболочки органов и т.д.) напрямую определяет уровень иммунитета и уровень адаптивных способностей организма.

Асана – это способ тянуть соединительные ткани так, чтобы они давали нам прирост способностей организма выдерживать перегрузки, возникающие при попытке внедриться в управления режимами работы мозга. Все. Все очень просто. Просто до примитива.

 

     

А теперь давайте рассмотрим пример - хорошо растянутый человек начинает заниматься    йогой. Он тянется, но для того, чтобы система сработала, нужно, во-первых, предельное    растягивание – только тогда организм начинает меняться - ткань начинает изменяться,    когда организм понимает, что у него не хватает способностей, ему нужно развиться.   

Возникает вопрос: кто легче и быстрее и с более простыми формами доберется до этого    режима глубокого вытягивания - человек, который хорошо растянут или человек, который    не растянут? Конечно, человек, который не растянут. Ему стоит чуть-чуть начать гнуться    – и все, у него уже все работает. Это типичный пример, когда человек, плохо растянутый    начинает заниматься йогой, у него очень быстро происходит изменение в мозге, сознании,    в состоянии организма в целом - он быстрее въезжает в тему.

А человек хорошо    растянутый тянется, гнется, но он так и остается хорошо растянутым человеком, он    остается таким же эмоциональным придурком, которым он был и раньше. Я очень много    таких знаю, особенно мужчин, хорошо растянутых, они все из себя клевые, у них все    хорошо получается.

Но это не асаны, а просто пустая гимнастическая форма, она не    работает, потому что для того, чтобы сделать асану, хорошо растянутому человеку    приходится изощряться и выдумывать все более и более глубокие вещи.

Проблема в чем?    Проблема в том, что когда человек повторяет изо дня в день асаны и начинает управлять    мозгом, тело отрабатывает и по принципу обратной связи становится более растянутым,    тогда приходится находить более сложные формы.

Сложные асаны выдуманы именно потому,    что на каком-то этапе простые перестают работать. А задача практики асан в том, чтобы    придать телу комплекс форм, который бы пробежался глубоким вытягиванием по всем    сухожильно-мышечным жгутам, причем, в каждой асане нужно зафиксировать эту картину. Но    если мы будем просто тянуть, мы, в конце концов, просто разболтаем эту систему.   

Обязательно нужна обратная компенсация. Как мы подвергаем вытягиванию сухожильно-    мышечные жгуты, точно также мы должны по максимуму задействовать статические    изометрические напряжения мускулатуры. Почему я всегда настаиваю на выполнении нижних    стоек на руках - потому что они относятся к категории наиболее напряженных упражнений,    и они компенсируют вытягивающие асаны.

Если делать вытягивание и не делать силовые    асаны, система разбалтывается и через некоторое время хатха-йога, асана как таковая    перестает работать. Остается чисто гимнастическая форма. И статика вытягивания и    статика напряжения должны быть довольно длинными. Естественно нужны и дополнительные    динамические процессы, чтобы толкать физиологические жидкости, для того, чтобы в    суставах как-то циркулировала смазка, чтобы позвоночник не заклинивало. Для этого в    переходах между асанами используют динамические элементы.

 Они должны быть обязательно.    Пусть это будут гимнастикообразные элементы или цигунообразные. Цигунообразные    элементы предпочтительнее с точки зрения распределения плотности энергии в системе.    Вот таким образом мы выходим на практику асан, в которой, естественно есть свои    законы построения форм. Если асаны делаются правильно, то за минимальный промежуток    времени мы достигаем максимального эффекта в плане подхлестывания иммунитета,    повышения адаптивных способностей организма. Если асаны делаются неправильно, то    возникают, во-первых - перекосы, во-вторых - травмы.

Комментариев нет

или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии